В современных условиях отслеживанием трендов в онлайн-образовании — необходимое условие для получения клиентов. Для того чтобы успешно развивать и продвигать свою онлайн-школу, крайне важно отслеживать ключевые направления в этой области: искусственный интеллект, edtech, профессии веб-дизайнера и прочее. Обладая знаниями об актуальных тенденциях, вы сможете выделить ваш проект среди конкурентов и более качественно привлечь целевую аудиторию для обучения — студентов.
В этой статье обсудим возможные пути развития онлайн-школы. Речь пойдет о том, каким образом войти на рынок онлайн-образования, выделить ваш проект среди конкурентов и привлечь целевую аудиторию для обучения, а также о том, как проще и эффективнее отработать выбранную стратегию в своей компании с учетом всех вводных данных.
Тренды в онлайн-образовании: в каком направлении развиваться
За время работы на рынке онлайн-образования мы взаимодействовали с разными клиентами среди онлайн-школ и заметили две тенденции:
- одни компании стремятся занять небольшую нишу, охватив локальный сегмент рынка и работая с этими студентами, понимая, что он не будет большим.
- другие пытаются привлечь к такой небольшой нише внимание широкой аудитории клиентов и направить студентов по новому пути обучения.
Говоря о втором случае, так действуют многие IT-компании в сфере обучения, продвигая не только услуги своей компании, но и в целом IT-специальности, которые в наше время престижны и высокооплачиваемы. В целом, популярность IT-индустрии и увеличение количества специалистов в этой связи во многом связаны с масштабированием технологии IT-образования.
Необходимо четко определить, каким вы видите будущее онлайн-школы: является ли она для вас компанией-долгосрочным проектом, в который вы будете вкладывать свои силы и средства на протяжении всей карьеры, или же представляет собой успешный запуск, который в будущем уступит место другому бизнесу. Понимание этих аспектов важно для того, чтобы максимально эффективно воплотить в жизнь ваши стратегические планы по развитию онлайн-школы.
Основные пути развития образовательного проекта
Рассмотрим основные два пути развития образовательного проекта.
Первый сценарий — использование онлайн-школы как инструмента быстрого заработка денег и достижения сиюминутных результатов.
В этом случае вы можете определить свободную нишу на рынке онлайн-образования и быстро занять её, собрав команду, сделав запуск и работая над продвижением, создавая узнаваемый бренд и получая прибыль. Планы на перспективу в данном случае имеют второстепенное значение. Этот подход называется «запусковой системой» и, несмотря на некоторую утрату популярности в последнее время, стоит его кратко рассмотреть.
Если вы выбираете для себя путь развития «запускового» типа, основным фокусом становится не столько стратегия продвижения и масштабирования, сколько определение потенциально прибыльной свободной ниши рынка. Эффективность продвижения зависит от вашего понимания и точного анализа потребностей рынка, связать это с тем, какую профессию хотят получить студенты и оценить проекты конкурентов и выявить то, что принесет прибыль с обучения уже сейчас. Продвижение по этой технологии обычно строится на основе узнаваемого бренда, и слушатели курсов или ученики онлайн-школ приходят «готовыми», то есть они уже заинтересованы и готовы приступить к изучению предлагаемых программ. В дальнейшем эксперт или менеджер по продажам занимаются обслуживанием клиентов, чтобы привлечь к обучению, и продвижением проекта.
Создание онлайн-школы с технологией, ориентированной на конкретный запрос рынка, в настоящее время весьма целесообразно, но предварительно необходимо тщательно изучить рынок и найти свободную нишу среди профессий и установить связь с вашей компанией.
Тактики изучения трендов рынка онлайн-образования
Важно изучить актуальные тенденции в обучении и рассмотреть направления, которые сегодня находятся в тренде. Современные тренды можно отследить с помощью различных инструментов, таких как система большой аналитики или система аналитики поисковых запросов, например, Яндекс Вордстат. Таким образом выявляется интересная связь или закономерность: обычно тренды показывают рост в геометрической прогрессии в течение последних трех месяцев.
Летом 2024 года мы находимся на закате текущего тренда в онлайн-образовании и не видим его роста в обучении. Последний тренд был связан с нейросетями, и многие эксперты запускали курсы и предлагали обучение профессиям в этом направлении. В настоящее время популярность нейросетей достигла определенного уровня, и, хотя интерес к этой теме все еще понемногу растет, тенденция уже не так заметна.
Сейчас нет нового тренда на рынке, поэтому сложно предложить какое-то новое направление. Ранее были тренды, связанные с IT, бизнесом на маркетплейсах, edtech, английским и даже китайским языком. Например, после событий, связанных с началом специальной военной операции в 2022 году, рынок резко переориентировался с Европы и Америки на Глобальную Азию, что повлияло на значительный рост школ, специализирующихся на обучении китайскому языку. Для выявления новых тенденций необходимо постоянно анализировать информацию, отслеживать новости и наблюдать за изменениями компаний в сфере образования.
Вполне вероятно, что следующий тренд будет связан с рынком искусственного интеллекта (ИИ). Однако не совсем понятно, в каком именно направлении в плане обучения этот тренд будет развиваться.
Недостатки запуска онлайн-школы по модели быстрого запуска и хайпа
Минусы запуска онлайн-школы по такой модели развития в обучении очевидны, поскольку в большинстве случаев при запуске онлайн-школы по данной модели качество предлагаемого продукта или обучающего материала часто страдает из-за нехватки времени на его подготовку. Такой подход, как правило, сводится к стремлению получить быструю прибыль с минимальными усилиями, а о создании качественного продукта или услуги речь в большинстве случаев не идет.
Однако даже если не брать в расчет моральную составляющую, важно понимать, что развитие онлайн-школы по «запусковой» модели часто сопряжено с существенными просчетами и рисками в проекте обучения. Давайте кратко обсудим эти ключевые моменты.
- Сложность предвидеть результаты и выбрать действительно прибыльную на данный момент нишу профессий. Статистика показывает, что на сегодняшний день удачными оказываются только 20-30% таких экспериментов.
- по достижении успеха и закрытии потребностей этой ниши возникает риск столкнуться с ситуацией, когда ресурсы израсходованы и больше неоткуда их брать.
Рассмотрим эти ситуации подробнее.
По своему опыту взаимодействия с блогерами и инфлюенсерами могу сказать, что за ними часто стоят продюсеры, которые привлекают инвестиции для обучения посредством онлайн-образования. Эти продюсеры могут себе позволить экспериментировать с запусками у разных блогеров, при этом часть запусков окупится и принесет значительную выручку благодаря высокой маржинальности. Такой подход к запуску продуктов в сфере онлайн-образования имеет много общего с тем, как создаются мобильные игры и другие IT-решения. В индустрии мобильных игр тоже считается нормой, что из 10 игр «выстреливают» 2, и они окупают 8 других неудач за счет прибыльных продаж. Если у вас есть внушительный капитал, вы можете диверсифицировать свои инвестиции и попробовать 10-20 различных стратегий запуска, из которых какая-то точно окупится. Однако если вы используете собственные средства, берете кредит в банке или рискуете накоплениями для проведения запуска, будьте готовы, что с вероятностью 80% он не окупится. В общем, эта модель развития предполагает крупные инвестиции и достаточно сильную диверсификацию бюджета на различные направления.
Следующий тренд, который может оказаться перспективным для онлайн-школ, вероятно, будет связан с обучением взаимодействию с искусственным интеллектом. Однако, чтобы определить точное направление этого тренда, потребуется тщательный анализ рынка и актуальных тенденций. Текущие аналитические инструменты, такие как системы большой аналитики или аналитики поисковых запросов, могут помочь выявить зарождающиеся тренды и потенциальные ниши.
Информация предоставлена агентством инноваций Москвы EdTech перспективы развития.
Вторым важным пунктом является понимание того, что успешность запуска обусловлена его новизной и привлекательностью, а также способностью закрыть нишу. Однако по достижении успеха и закрытии потребностей этой ниши возникает риск исчерпания ресурсов, как в известном выражении: «Где взял — там уже нет». Но часто блогеры, владельцы онлайн-школ и продюсеры, окрыленные успехом, не понимают, что они истратили этот источник и пытаются масштабировать то, что масштабировать проблематично.
На самом деле запуск подобен авантюре. В некотором смысле его можно сравнить с МММ или комбинациями Остапа Бендера. Он уникален и не повторяется. Если вы выстраиваете систему вокруг успешного запуска и в дальнейшем пытаетесь масштабировать результаты, вы рано или поздно заметите, что прибыли поступает меньше, затем проект начинает приносить ноль, вы идете в кассовый разрыв, и школа перестает окупаться. Это неизбежно происходит, поскольку весь механизм такой модели развития онлайн-школы строится не на бренде, а на сиюминутном удовлетворении потребностей ниши.
Но, тем не менее, я не хочу, чтобы после моих слов у вас складывалось впечатление, что запусками пользоваться нельзя. Отнюдь нет. Я лишь предупреждаю о рисках, которые несет эта модель.
Второй сценарий — стандартная брендовая модель
Если ваша цель построить надежный бизнес, который будет приносить доход долгие годы, то лучше обратиться к другой модели построения школы — стандартной брендовой модели. Как следует из названия, вы занимаетесь построением бренда.
Особенности этого метода:
- не так важна текущая потребность рынка, вы просто адаптируете ваши продукты под рынок, то есть делаете так, чтобы они были релевантны текущему запросу;
- вы прибегаете к различным маркетинговым метрикам и руководствуетесь общими принципами развития бизнеса.
- имеете возможность детально разработать продукт, при необходимости внести в него изменения, апробировать и убедиться в высоком уровне качества предлагаемого материала.
В таком основательном подходе, который напрямую затрагивает и моральный аспект, заключается значительное преимущество брендовой модели перед «запусковой».
Создание бренда онлайн-школы
Если вы выбираете путь развития онлайн-школы с намерением создать бренд, то необходимо отдавать себе отчет в том, что это долгосрочная работа. Например, владельцы ресторанного бизнеса не рассчитывают, что ресторан окупится за месяц. Это недостижимый результат в рамках такой модели. При строительстве банка вы не предполагаете тут же получить прибыль от этого бизнеса. У вас есть понимание принципов инвестирования, и вы рассматриваете проект в долгосрочной перспективе: он будет много лет приносить стабильный доход. Для сравнения, финансовая пирамида приносит быстрый доход, но только один раз.
Очевидно, что большинство стратегий развития онлайн-школы брендового типа закладываются на долгосрок. Речь идет о первичной стратегии в разрезе шестимесячного цикла, в дальнейшем — годового, двухгодичного, трех- и пятилетнего. Это максимальный срок планирования в тех отраслях, которые позволяют в некоторой степени регулировать развитие проекта и контролировать внутренние процессы с целью прогнозирования результатов и определения следующей цели.
В этом случае время, необходимое для полноценной работы механизмов, которые будут внедряться в онлайн-школу, воспринимается по-другому.
Например, написание статей для улучшения поисковой оптимизации сайта начинает приносить результат только через 8-9 месяцев. Но что такое 8-9 месяцев, если вы строите проект на ближайшие 15-30 лет? Что такое вложение в рекламу и брендинг, которые отработают через год, если вы следующие 20 лет собираетесь вплотную заниматься этим проектом?
Таким образом, построение онлайн-школы по модели брендового бизнеса с пониманием законов маркетинга закладывает основу для создания качественного продукта и получения долгосрочной прибыли.
Можно вложить крупную сумму денег и в короткий срок сделать тот самый запуск, или постепенно выстраивать систему, которая в итоге приведет вас к предсказуемому результату. Подытожим, первая модель — это скорее модель, рассчитанная на удачу. Вторая модель — это модель, рассчитанная на работу. Если вы верите в удачу и у вас есть чутье, которое не подводит, можно довериться своей интуиции и осуществить запуск. Однако если вы понимаете, что не готовы делать ставку на удачный запуск, и полны решимости усердно работать, чтобы достичь предсказуемых результатов, то брендовая модель развития образовательного проекта вам, безусловно, подходит больше.
В этом случае развитие, продвижение и построение механизмов внутри онлайн-школы становятся обычной рутинной работой, которая со временем сможет привести вас к выручке в несколько миллионов и даже десятков миллионов в месяц.
Важно отметить, что в брендовой модели все зависит от того, насколько много усилий вы вкладываете, насколько правильно сопоставляете аналитические данные с помощью различных инструментов, насколько эффективно внедряете новые механизмы и определяете для себя вектор движения. Поэтому ничего сверхъестественного в этой модели нет.
В заключение, создание и развитие онлайн-школы требует взвешенного подхода и стратегического планирования. Независимо от того, выберете ли вы «запусковую» модель для быстрого достижения результатов или брендовую модель для долгосрочного успеха, важно учитывать потребности рынка и тенденции в онлайн-образовании. Эффективная стратегия оценки трендов в онлайн-образовании должна включать анализ рынка, создание качественного контента и постоянное улучшение образовательных программ. Принятие обоснованных решений и готовность адаптироваться к изменениям помогут вам построить успешный и устойчивый образовательный проект, приносящий стабильный доход и удовлетворяющий потребности ваших учеников.
Понравилась статья? Еще больше на нашем сайте:
Маркетинговое агентство «VKUSNO» оказывает услуги комплексного продвижения в сети Интернет:
Больше информации о нас и стоимости наших услуг вы найдете тут. Рады будем видеть в числе наших клиентов! Телефон: 8-800-101-41-64. WhatsApp: +7 952 209-88-74. Наша группа в ВК.